Загадка Иуды Искариота

 Иеhуда это библейское мужское имя еврейского происхождения, переводится как «хвала Господу», «он восхваляет Господа», в современной литературе нашего героя принято величать Иуда Искариот. Первоначально- примерно 1800 лет назад- писалось как «Иуда из Кариот», буквально «Иуда из (местности) Кариот», «Иуда (уроженец) Кариот».

С течением времени, из-за описки древних писцов, привязка имени Иуды к местности Кариот стала писаться слитно, так и возникло нынешнее «Иуда Искариот».


Теперь уже неясно, из каких именно Кариот был родом Иуда, ведь современные исследователи называют минимум три населенных пункта из состава библейских земель, что две тысячи  лет назад могли носить имя носить имя «Кариоты». Эти  ученые гипотезы не кажутся мне весомыми, в наше время восстановить истину очень сложно и совсем не по вине исследователей.

Навряд ли жители какого-то города Святой земли горели желанием прославиться таким земляком, как Иуда, особенно с установлением и расцветом мировой христианской религии. Ведь Иуда это совсем не Гомер, за гражданство которого спорили семь городов Эллады.

Евангельский Иуда совсем не тот земляк, которым можно гордиться, его воспринимали -не всегда и не с самого начала христианской эпохи-как самого презренного предателя на письменной памяти человечества, а в наши дни само имя Иуды сделалось нарицательным обозначение измены.

"Тайная вечеря" Леонардо и "Орден Иуды" для гетмана Мазепы.

Помните, какими именно словами Леонардо да Винчи выставил из своего дома надоедливых монахов? Если нет, то я напомню эту известную байку.

Гений эпохи Возрождения подрядился написать фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной миланского монастыря Санта- Мария делла Грацие. Леонардо по своему обыкновению взял с заказчика полную предоплату за работу и затянул с выполнением заказа. Посланники заказчика зачастили с визитами в дом к нерадивому исполнителю, монахи долго увещевали именитого художника, да все без толку. Наконец они стали ему угрожать, и тогда Леонардо заявил, что готов закончить работу хоть завтра. Дескать, его задерживала лишь голова Иуды, лица которого он никак не мог подобрать, но теперь напишет Иуду с настоятеля монастыря, т.е. с заказчика! Устрашенные подобной перспективой монахи отстали и через год Леонардо да Винчи все-таки дописал Тайную Вечерю.

Из этой истории или легенды видно, с каким негодованием и презрением относились к Иуде в Средние Века. Кстати, в "нерусском мире" фреску Леонардо привыкли называть "Последний ужин".

Пятикилограммовый "орден Иуды" был изготовлен из серебра в 1709 году в единственном экземпляре по приказу Петра Великого для "награждения" гетмана Мазепы, которого российский император посчитал изменником.

Так скверно с имиджем библейского Иуды обстояло не всегда.

Первые христиане об Иуде.

Первые христиане особого внимания на Иуду не обращали, и подлым предателем не считали. Ведь формально, исходя из текста евангелий, Иуда всего лишь выполнил волю самого Иисуса.

Иисус на "Тайной вечере" прямо сказал своим ученикам, что один из них предаст его, и что это будет тот, на кого он укажет. И указал, передав хлеб именно несчастному Иуде, которому при всей честной компании повелел: -"Иди и делай что должен",

После слов Иисуса «Иди и делай» наш герой вышел из дома, в котором происходила

трапеза, последняя в жизни мессии  трапеза и отправился к первосвященникам.

Это указание Иисуса собственно и есть всё, более или менее достоверно указывающее на обоснование поступка Иуды, оно записано в канонических евангелиях.

Все остальные мотивы поступка Иуды впоследствии придумали толкователи евангелий: -"в Иуду вселился сатана и он действовал по его наущению"; -"Иуда получил вознаграждение от первосвященников за предательство" и тп. Не думаю, что подобные истолкования объективный исследователь сочтет достоверными.

На мой взгляд, это просто домыслы, хотя и освященные временем и традицией толкования Святого Писания. Мое мнение сложилось при здравом размышлении над обстоятельствами дела, столь далекого от нас во времени. Дела изначально запутанного даже для современников и очевидцев тех событий.

И конечно же я учитываю тот факт, что первые христиане и иудеохристиане проще относились к роли и личности Иуды, а окончательно презренным предателем Искариота заклеймили сильно позднее, и сделали это уже европейские богословы.

О тайном агенте Синедриона

Раскрыть, даже случайно засветить осведомителя- это тягчайший проступок, по неписанному кодексу агентуристов всего мира и всех времен. Исключения, когда курирующие офицеры осознанно сдают агентов неприятелю крайне редки. Все они наперечет, вроде нашумевшего в свое время дела начальника Департамента полиции Российской империи Лопухина А.А., который в 1906 году,уже не находясь на государственной службе, в купе поезда имел долгую ночную беседу с одним видным революционером. Тогда Лопухин по каким-то своим причинам внезапно раскрыл имя Евно Азефа, крупнейшего осведомителя полиции и руководителя партии эсеров.

Считается, что Лопухин сотворил сие «из соображений общечеловеческого свойства», и что навряд ли дело дошло до принятия им денег, или до испуга от угрозы обнародования компромата.

Выражаясь точным канцеляритом, Лопухин сознательно и без физического принуждения раскрыл агента врагам самодержавия, совершив должностное преступление. За свое деяние Лопухин был арестован, осужден и отправлен на каторгу, ибо совершил государственное преступление. Не посмотрели строгие судьи на знатность рода Лопухина и прошлые заслуги, на прежнюю безупречную службу.

Мне близка мысль, что о причина предательства кроется в нравственных страданиях Лопухина. Такое тогда было время, что генералы с высокими моральными принципами стояли во главе сыскных ведомств Российской империи, а бороться с внутренними врагами "надев белые лайковые перчатки"-это нонсенс, приведший в итоге к русской революции.

Но так открыто агентов сдают крайне редко, а для начальства у курирующего офицера всегда может быть припасена история вроде: -"Сегодня провел встречу с Мальвиной. Выяснил, что Артемон и Буратино любовники, а в гараже у Пьеро стоит угнанный автомобиль. Расписку агента Мальвины в получении денег прилагаю. Это направление вам интересно? Дальше им заниматься?" Начальство выскажет свое мнение по дальнейшей работе и все на этом. А то, что под псевдонимом Мальвины возможно скрывается мужчина Дуремар, начальству знать не зачем, и вообще, чем меньше знаешь, тем крепче спишь.

С предательством же евангельского Иуды и оплатой за оное вышла целая газетная история, о которой говорят до сих пор, спустя две тысячи лет. Где с осведомителем расплачиваются аж сами первосвященники Синедриона, и известна точная цифра выплаты.

Вы можете себе представить, что осведомителю вручают вознаграждение за информацию на съезде правящей партии, или это делает губернатор региона? Мне такое представить затруднительно.

Носитель денежного ящика

Среди некоторых исследователей и богословов принято считать, что дескать Иуда предал Иисуса оттого, что финансово проворовался, так как Иуда был «казначеем» общины апостолов и распоряжался денежными средствами. опасался получить нагоняй за недостачу, вот и выдал "начальника" в руки правосудия.

Для меня и это утверждение под сомнением, ведь нигде не указано что Иуда был бухгалтером и финансистом. Сказано лишь, что Иуда «носил денежный ящик». Разницу улавливаете? Она значительна, ведь бухгалтер распоряжается финансами, а "носитель денежного ящика" это, по современному говоря всего лишь инкассатор.

Представьте, сколько килограммов весил в то время пустой денежный ящик. Крепко сбитый из толстых досок без щелей, чтобы монетка не вывалилась, с закрывающейся на замок крышкой. Для хранения и переноски монет сей ящик сколочен, вроде сейфа. Денежный ящик был тяжелый, и носил его человек физически сильный и пользовавшийся доверием, дабы вдруг не сбежал ночью с общей кассой.

Носить такую тяжесть надо было весь день, и все время носитель денежного ящика находился на виду у спутников, под их приглядом.

Постоянное присутствие спутников рядом с носителем денежного ящика отпугивало разбойников и грабителей. Не будем забывать, что Иисус и апостолы не имели постоянного местопребывания, странствуя и проповедуя по всей Палестине.

Апостолы и евангелисты

По крайней мере один из 12 апостолов, Петр, был вооружен настоящим мечом, и они мне больше напоминают не кротких проповедников, а крепких охранников Иисуса, ставшего влиятельным и знаменитым.

О растрате Иудой денег рассказывает только евангелист Иоанн, остальные называют мотивом иудиного предательства сребролюбие (Марк), желание получить награду Синедриона (Матфей), а Лука скомбинировал оба этих мотива. Очевидно, что о мифической иудиной растрате общих средств из денежного ящика этим трем каноническим евангелистам ничего не известно.

Сам же евангелист Иоанн повествует об иудиной растрате как-то неубедительно. вполне вероятно, что слова о растрате это поздняя вставка, потому что в надлежащем куске текста Иоанна вдруг повествуется во множественном числе "мы говорим...", что несвойственно духу этого евангелия.

Апостол Иоанн

Следует учитывать, что на момент написания своего евангелия Иоанн был очень старым человеком, даже по современным меркам старым, ему исполнилось уже 90 лет. В столь почтенном возрасте Иоанн написал о событиях, что пережил будучи еще семнадцатилетним юношей.

При жизни Иисуса Иоанн был самым юным из апостолов, логично, что он пережил их всех. Евангелие Иоанна наиболее общечеловеческое, -"Нет ни римлянина, ни иудея."- это ведь именно Иоанн написал. Для верующих это несомненные слова Иисуса, но записаны они только Иоанном, а остальные евангелисты пишут прямо противоположное- у них Иисус послан богом лишь к сынам Израиля.

Для меня очевидно, что евангелие Иоанна написано с целью объединить вокруг учения Христа не только иудеев евреев, но и язычников -римлян, эллинов.

Еще у Иоанна мы видим разительный контраст с прочими евангелистами о последних прижизненных словах Исуса: -"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: Совершилось! И, преклонив главу, предал дух".

По моему мнению, прожив долгую жизнь и наблюдая за развитием и становлением христианской общины, Иоанн написал именно те слова, что счел за подспорье в дальнейшем победном шествии христианства, и потому Иисус у него вышел такой гуманный и  человечный посланник ко всем людям, без исключения.

Апостол Матфей

Примечательно, что о воровстве денег Иудой не рассказывает евангелист Матфей,  который до апостольства трудился мытарем. Если по- нашему, то мытарь Матфей являлся тогдашним налоговым инспектором, сборщиком податей. А у людей этой профессии выработана профессиональная привычка подозревать всех и каждого в утаивании денег, однако Матфей в своем евангелии об иудиной растрате не сообщил.

Я не склонен верить свидетельству от одного единственного человека, тем паче  совсем юного и наивного в житейских делах, каковым являлся тогда семнадцатилетний Иоанн.

Надо учитывать еще очень важный факт: -Иуда был единственный апостол родом не из Галилеи. Он чужак для всех прочих апостолов, а к чужим в те времена относились как в врагам. Слова «враг» и «чужак» были синонимами, как и слова «свой» и «друг».

Поцелуй Иуды

Наконец, а в чем именно физически заключалось предательство Иуды? В пресловутом поцелуе Иуды, которым он указал на Иисуса группе захвата которую привел в ночной Гефсиманский сад. Сперва привел стражников, потом поцелуем указал им на Иисуса.

Для меня несомненно, что авторы евангелий были неискушенными в полицейских делах, и даже близко не ведали, как на практике "работает" группа захвата.

К тому же еще и группа захвата смешанного состава, ведь Иисуса арестовывали совместно римляне и храмовая стража Синедриона.

Римские солдаты и храмовая стража были не обычные полиция и городская стража, они  соперники, принадлежащие к различным ведомствам двух совершенно разных наций и культур.

Не поверю, чтобы эти матерые служаки отправились на ночной захват не ведая, как выглядит Иисус!

Не могло такого быть, ведь Иисус это человек, который открыто вел себя как пророк и проповедник. Иисус среди белого дня разогнал менял и торговцев из Храма, собирал на свои проповеди тысячи людей и «кормил их пятью хлебами», открыто проповедовал на площадях и в храмах. Такой человек должен был известным в лицо, особенно сыскарям, а это значит, что незачем было Иуде целовать Иисуса "чтобы выдать" стражникам", ведь мессия и так был отлично узнаваем в лицо.

И наконец, почему поцелуй? Отчего вдруг выбран такой странный способ указания, а не простой тычок рукой в грудь Иисуса?

Если бы власти не хотели «светить» осведомителя Иуду, тогда он просто шепнул бы кому-то из командиров стражи:-"Вон тот, третий слева -Иисус, высокий, у костра стоит который..." К чему драма с поцелуем?

Склоняюсь к мысли, что в реальности Иуда прошептал что-то Иисусу на ухо, что со стороны, да еще в ночи, было неверно воспринято наблюдателем как поцелуй.

Арест

В серьезном, а тем паче "государственном" деле группа захвата "берет" и причастных и случайных.

-"В отделении разберемся! Пройдемте с нами, гражданин!"

Рабочий и оправданный лозунг служивого люда всех времен и народов это «Хватаем всех, начальство разберется».

думается, что стражники и так схватили бы всех бывших той ночью ночью в Гефсиманском саду, просто для гарантии выполненного дела.

Римляне точно не утруждали бы себя соблюдением избыточной законности, ведь им еврейские местечковые проблемы были как до Луны. Думаю, что римские солдаты рассуждали той ночью примерно так:-"Задержать. Сдать задержанного. В казарму вернуться, да спать. До подъема хоть часок успеть поспать".

Возможно, что если Иуда и предал, то лишь сообщив местопребывание Иисуса в ночь ареста (Гефсиманский сад). Если так, то предательство Иуды конечно налицо, но согласитесь, что и указанные выше неувязки достаточно весомы,хотя допускаю, что в целом они возможно и не существенны.

Евангелие от Иуды

В египетском городе Эль-Минья в семидесятых годах прошлого века был обнаружен замечательный артефакт, названный "Евангелие от Иуды" или "Кодекс Чакос", написанный якобы самим предателем.

К сожалению, в этом плохо сохранившемся до наших дней документе ничего не написано о самых  для меня важных  и волнующих вещах:  -Для чего Иисус принял мученическую смерть и воскрес ли он?

Об обстоятельствах и мотивах предательства автор евангелия от Иуды также не написал ни единой строчки.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе