«Война и финансы». РККА. Транспорт

В военное время деньги не имели той великой силы, каковая им присуща в мирное время. 

Солдату на передовых позициях покупать особо нечего и негде (хотя и упоминается в литературе об неких «автолавках»). Признаться, мне в эти автолавки верится только на уровне агитационных плакатов.

 И вот почему: РККА не была обеспечена транспортными средствами для самых необходимых военных перевозок. 

Вот пример: Проверка организации питания в частях и соединениях Северо-Кавказского фронта в конце июня 1942 г. показала, что “пища готовится однообразная, преимущественно из пищевых концентратов. Овощи в частях отсутствуют при наличии их на фронтовом складе”. В 102-м отдельном инженерно-строительном батальоне продукты выдавали непосредственно бойцам, и каждый самостоятельно готовил себе “в котелках, банках от консервов и даже в стальных шлемах”. 

В некоторых частях “вследствие халатного отношения к своевременному подвозу продовольствия, а также благодаря неправильным приказаниям должностных лиц начсостава” красноармейцы вообще не получали положенного по нормам продовольствия. Командир 105-го стрелкового полка подполковник Ивакин “приказал двух быков, полученных для убоя на мясо, использовать в. запряжки и не забивать. Бойцы в этот день мяса не получали и на его замену не было выдано рыбы” Русский архив. Т. 13 (2 – 2), с. 273 – 274.
Понимаю подполковника Ивакина...Командир полка сотню раз в год под роспись знакомится с приказами, грозящими страшными карами «за утрату казенного имущества». Хлеб комполка горек, ведь ему надо было на чем-то перевозить полковое имущество. За утрату которого спрашивали очень жестко, а вот за тяготы и гибель солдата спроса практически не было.

Об этой беде прекрасно были осведомлены американцы. Для обеспечения РККА грузовыми автомобилями Дженерал Моторс построил в Иране несколько заводов. С них СССР получил по ленд-лизу 184 112 автомобилей. Из Тегерана автомобили перегонялись в Ашхабад, Баку и Орджоникидзе (нынешний Владикавказ).
Но вот беда: прекрасные и новейшие грузовики Студебеккеры не поставлялись по предназначению в пехотные части РККА . Поставляемые автомобили использовали бог знает для каких целей.

А солдат...»Ничего страшного, солдат своими ножками потопает!». Поступок комполка, лишившего своих солдат говядины становится понятен. Быки были впряжены в упряжку и таскали те тяжести, которые красноармеец иначе потащил бы на себе! Не думаю, что солдаты были в претензии на своего отца-командира за его поступок. Он ведь не продал этих быков «налево», а поступил по-житейски и по-солдатски мудро. Наверняка в особый отдел настучали те, кто рассчитывали поживиться мясом этих самых быков, дело насквозь житейское...
В тылу ситуация с транспортом выглядела вот так, и это было общим местом
Мы можем видеть вот такие вот фотохроники: 
https://imgp.golos.io/0x0/https://img.znak.com/752600.jpg
Они мне кажутся достоверными. Потому что сделаны в спокойной обстановке, без риска для фотографа попасть под шальную пулю. Все мы люди, все мы человеки, и никому не хочется умирать. И вполне соответствует отношению к человеку в РККА: свою  артиллеристы пушку катят вручную. А на переднем плане пожилой уже человек в красноармейской форме, разутый, смертельно усталый и тощий...
Но вот кадры атак, братаний встретившихся на поле боя частей РККА на деле на 95% постановочные.
Справедливости ради отмечу, что так было не только в СССР, а и в Германии тоже. 
В общем, на передовой особо покупать было нечего, а потому военнослужащие РККА переводили свои «денежные аттестаты» семьям. Члены семей получали жалование за своих воюющих на фронте родственников военкомате.
Кстати, в военное время действовали займы в «Фонд обороны» и среди военнослужащих. Солдаты и сержанты получали жалование от 8 руб 50 коп (когда они находились в госпиталях), в линейной части стрелок получал 17 руб, а сержант до 30 руб.
Офицеры же располагали сберкнижками. Часть жалованья военнослужащих в добровольно-принудительном порядке шла в эти «оборонные», «военные» облигации. И это было понятно и естественно людям, ведь страна вела очень тяжелую войну с напряжением всех сил.
Но и в тылу эти деньги не играли особой роли. Выкупить тот хлеб, что полагался по карточкам хватало любой зарплаты трудящегося.
Но его зарплаты не хватало для покупок в коммерческом магазине или на рынке. По воспоминаниям жен офицеров, жалованья воюющего мужа, командира батальона (комбата) хватало, чтобы купить в тылу 5 буханок черного хлеба и 2-3 литра молока (по коммерческим ценам).

https://imgp.golos.io/0x0/https://images.vfl.ru/ii/1505383357/da5cd9e3/18598801.png

В конце осени 1941 г. в Москве 100 г табака с рук продавали за 30-40 руб. Индюшка на рынке стоила около 300 руб. (чуть меньше месячного заработка рабочего - 340 руб.).
В начале зимы 1941 г. в магазине по ''коммерческой цене'' без карточек можно было купить:
1 кг мяса - 80 руб.
1 кг сахара - 50 руб.
1 кг сливочного масла - 120 руб.
Коммерческие цены могли отличаться от государственных в 3-7 раз.
Весной 1942 г. на рынке в ближнем Подмосковье можно было купить:
1 кг картошки (хорошего качества) - 50 руб, мороженая - 20 руб.
Весной 1942 г. в магазине без карточек можно было купить водку: 1 бутылка 0,5 л - 33 руб.
1 коробка спичек стоила 20 коп. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

«Жена». Фильм о женском триумфе

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.