Моряки гордятся действиями флота 22 июня 1941

В моей молодости был эпизод семидневного пребывания на торговом судне, по казенной надобности. Непривычный к морю и однообразию рейса, я старался не попадаться никому на глаза, славная команда скоро привыкла ко мне. Очень скоро я набрался поверхностных морских терминов и ударений в словах: кэп, компАс, боцмАн и тп…



Моряки научили меня есть трепанга и трубача, сверстники не обращали на меня никакого внимания, а свободные от вахты старики охотно болтали со на отвлеченные темы.
От штурмана, бывшего военного моряка, я и услышал впервые гордое заявление: - "Флот начал воевать 21 июня 1941 года, по приказу адмирала флота Кузнецова!", и  седобородый кэп подтвердил эти слова.
 Спустя многие годы, изучая вопрос о причинах успеха «внезапного вторжения" германцев в 1941 году, к удивлению узнал, что старый штурман был отчасти прав: -Флот СССР действительно был приведен в полную боевую готовность еще до начала вторжения и успешно отразил массированные воздушные атаки на свои военно-морские базы и т.п. Прав отчасти, потому что в телеграмме  Кузнецова от 21 июня слова "Война", объявлялась "Готовность 1", но это конечно юридические формальности. "Готовность 1" и есть "война", по своей сути.

Флот под руководством адмирала Кузнецова серьезно готовился к войне.  Проектирование сухопутных оборонительных сооружений военно-морских баз началось с середины 1940 года, кое-какие укрепления флотские инженеры построить успели, именно на них в ноябре 1941 года моряки удержали части вермахта. Напомню, что все военно-морские базы СССР были захвачены врагом не с моря, а с суши.

Из книги воспоминаний Н.Г. Кузнецова "Накануне" известно, что о грядущем нападении военному руководству СССР стало известно еще 21 июня, во второй половине дня. Его вызвал к себе нарком Тимошенко и сообщил эту ужасную новость, в присутствии начальника ГШ РККА Жукова.

Штабы флотов того времени располагались в Севастополе, Измаиле, Кронштадте, Таллине и Полярном. Именно в этих городах с 1939 года моряки проводились мероприятия по системе готовности, разработанные штабами планы отрабатывались в реале, в ходе множества учений. Всего было определено три степени готовности ВМФ СССР (флота) к грядущей войне.

Готовность №3-это повседневная готовность кораблей и их экипажей.
Готовность №2- корабли принимают все запасы, увольнение экипажей на берег сводятся к минимуму.
Готовность № 1 –Наивысшая готовность к немедленному вступлению в бой.

В результате принятых мер, когда министр обороны вечером 21 июня 1941 года сообщил Наркому Флота Кузнецову в присутствии начальника Генерального штаба РККА Жукова о грядущей войне, тот отреагировал отправкой на флоты короткой телеграммы о введении готовности №1. Более того, Кузнецов лично обзвонил по телефону всех командующих флотами и приказал перевести флоты на высшую готовность. Не дожидаясь получения и расшифровки уже посланной телеграммы. Эту телеграмму о готовности №1 я видел за стеклом витрины музея в Питере.

Ограничусь простой констатацией исторического факта: -В первые сутки войны ВМФ СССР (флот) не потерял ни единого корабля, самолета морской авиации и самое главное-ни единого матроса, при этом противнику был нанесен существенный урон. Причиной такого успеха считаю заблаговременную разработку и успешную отработку в подразделениях мер, направленных на отражение внезапной вражеской агрессии, и выдающиеся личные качества наркома Флота Кузнецова Н.Г., не побоявшегося принять на себя ответственность в решающие, «золотые», предвоенные часы.

Задаю себе вопрос: - А что было бы, если бы вместо написания длинных деректив, которые закончили расшифровывать одновременно с падением первых немецких снарядов, начальник ГШ РККА Жуков снял трубку телефона и сообщил командующим  западных пограничных округов о грядущей войне? Наверное, это не предотвратило бы общей катасрофы 1941 года, но по-крайней мере красноармейцы тогда не были бы убиты осколками бомб и снарядов сонными в кроватях.

Справедливости ради, неизбежные критики высказывают суждение, что успех советского флота стал возможен лишь потому, что немцам "было не до него".

Любая точка зрения имеет право на существование, мне показалось интересным сравнить действия генерала Жукова и адмирала Кузнецова 21 июня 1941 года и последующее заявление "маршала победы" о виновности в поражении некоего загадочного "высшего руководства СССР".

Кузнецов же никого не обвинял, выкинутый с флота без пенсии после войны жил тем, что переводил книжки с английского и французского языков. Ну и конечно, Кузнецов  написал прекрасные книги воспоминаний "Накануне" и "Крутые повороты", что очень важно, опубликованные еще  при жизни тех лиц, про которых он рассказал нелицеприятную правду и которые могли бы опровернуть, если бы Кузнецов наврал про 21 июня 1941 года. Но военный пенсионер маршал Жуков не стал опровергать Кузнецова, переводчика и бывшего адмирала флота СССР...

изображения взяты из открытых источников интернета


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе