Испанская "Голубая дивизия" на Восточном фронте

 



Воевать в холодной России испанцев не вынуждали ни союзнический долг, ни обязательства, состояние войны между СССР и Испанией формально не объявлялось но…Факты вещь упрямая: в испанской «Голубой дивизии» отслужило от 45 до 50 тысяч военнослужащих и легионеров. Испанский легион это уже более позднее формирование, появивившийся в 1943 году.
Свернуть

Пятьдесят тысяч бойцов это большая военная сила, использованная против нашей Красной Армии, и без того сильно обескровленной изматывающими боями с германским Вермахтом.  Читателю следует знать, что  это официальные испанские цифры и они явно не верны- в реальности через службу в Голубой дивизии прошло гораздо большее количество солдат. Ротации и восполнении убыли производились испанцами неоднократно и в 1941, и в 1942 и 1943 годах.

Немаловажный факт: -Все эти испанские солдаты были добровольцами, а такие всегда более мотивированные и дерутся лучше, нежели мужчины, набранные по всеобщему призыву и мобилизации.

После 1945 года испанское правительство сделалось заинтересованным в сокрытии настоящих цифр участия своих солдат в войне на стороне Гитлера. Ситуация и сейчас не изменилась, цифры солдат Голубой дивизии намеренно занижаются.

Итак, в 1941 году в Испании из добровольцев была сформирована  "Голубая дивизия" -«Division Azul»- для войны против СССР.
Официально Испания придерживалась принципа «вооруженного нейтралитета» и не выступала на стороне стран Оси, на стороне Гитлера и Муссолини. Однако минимум 50 000 бойцов-добровольцев Испания против СССР выставила. Мной овладело любопытство: - А с какой стати испанцы в 1941 году включились в войну против СССР?

Мотивы добровольной службы испанских удальцов в «Голубой дивизии» корнями уходят в гражданскую войну в Испании, что велась в период 1936-1939 годов. Именно тогда Советский Союз оказал огромную военную помощь одной из сторон конфликта, а Германия и Италия – другой стороне.
В 1939 году «просоветская» сторона (республиканцы) проиграла гражданскую войну, и множество испанцев, спасаясь от репрессий победителей, эмигрировали в СССР. Золотой запас Испанского государства страны попросьбе его правительства был вывезен морским путем из Картахены в СССР.
Как и после любой гражданскойвоны, в итоге и государство Испания и сам народ оказались очень ослаблены кровопролитной внутренней войной. Интересующимся рекомендую почитать книгу Хемингуя  «По ком звонит колокол".

Победители же в гражданской войне, фалангисты, естественно  были благодарны Германии за оказанную военную помощь. И еще они искренне ненавидели Сталина и коммунистов за помощь, оказанную их бывшим врагам.
Большинство фалангистов  смирилось с потерями и зажило мирной жизнью, но были и такие испанцы, которые жаждали поквитаться и отомстить СССР со всей силой своего горячего южного темперамента. Именно они и стали впоследствии костяком «Голубой дивизии».

Неприятным для их противников явился тот факт, что эти испанцы-победители  уже умели воевать и имели большой боевой опыт. Испанское офицерство традиционно симпатизировало германцам, а каудильо (в переводе «вождь») Франко считался личным другом Гитлера.
Об игре Франко расскажу в следующих постах, а пока хочу закрепить свое суждение  по мотиву  добровольцев испанской Голубой (Синей)  дивизии. На мой взгляд, эти молодые испанские мужчины руководствовались мотивом мести.
Они мстили СССР и его Красной армии за участие в гражданской войне на стороне их противников, за военную помощь.

Инициаторами создания дивизии были фалангисты, члены правящей партии, на тот момент единственной, а для них были обязательны к ношению голубые рубашки и красные береты. Отсюда и вывели название их дивизии «Division Azul» — «Голубая дивизия».

 Правда, некоторые испаноговорящие люди отмечают, что в испанском языке синий и голубой цвета не различают. А потому Голубая дивизия могла бы называться и Синей. По испански дивизия называлась División Azul, а по-немецки Blaue Division.
Ну да бог с ним, для меня это просто несущественные лингвистические мелочи, лично я буду именовать Голубая дивизия, а читатель как угодно, можно и Синей- поправлять не стану.

Испанское офицерство традиционно симпатизировало германцам, а "каудильо"- в переводе с испанского «вождь», - каудильо Франко считался личным другом Гитлера. Эти факторы, вкупе с желанием бывших фалангистов поквитаться с СССР,  делали весьма вероятными вступление Испании во Вторую мировую войну на стороне Германии.


Но вождь Франко прекрасно понимал, что в 1939 году страна еще только-только закончила свою гражданскую войну, Испании метаться «из огня да в полымя» было не с руки. Иное дело летом 1941 года, когда и Гитлер и испанское офицерство, по сути прямым текстом   требовали от Франко вступить в войну против СССР.
Каудильо  являлся прежде всего грамотным боевым генералом, и потому не спешил объявлять войну СССР, потому что очень опасался реакции могущественной Великобритании, в ту пору военного союзника Страны Советов.


В беседах с немецкими представителями Франко прямо заявлял о своих сомнениях в победе Гитлера над СССР, о своем полном непонимании путей сокрушения Англии и США.

Франко благоразумно решил выждать явного победителя, и в итоге оказался прав в своем осторожном выборе.В то же время, надо было что-то делать с недовольными ветеранами гражданской войны, ведь они грозили внутреннему спокойствию франкистского режима. Именно этих граждан хитроумный каудильо Франко и решил сплавить подальше из страны, хотя бы и добровольцами на войну на Востоке. Против СССР и его Красной Армии,  за германский счет и под руководством генералов Гитлера, естественно.
Воевали испанцы весьма неплохо, с позиций    самовольно не отходили, захватили ряд деревень, в плен их попало всего 372 человека, и почти все пленные спустя 10 лет после Победы вернулись к себе домой живыми и здоровыми.

В итоге испанцы и их Голубая дивизия стали  единственным соединением вермахта, награждённым «собственной» медалью.

Генерал Франко был действительно выдающимся государственным деятелем, а потому главную свою цель он видел в соблюдении вооруженного нейтралитета. И в итоге блестящих интриг и дипломатических маневров эта цель была достигнута.

Добровольцы-испанцы массово отправились воевать в СССР, но при этом войны Испания формально так и не объявила.

Германские власти пристально наблюдали за формированием этой воинской части, что нисколько не удивительно, ведь воевать ей предстояло рука об руку с Вермахтом и по немецким лекалам.
Местом сбора Голубой дивизии стал город Ирун, и добровольцев записалось в 40 раз больше, чем требовалось.
В июле 1941 года соединение насчитывало 18 693 человека -641 офицер, 2272 унтер-офицера, 15 780 нижних чинов.
Свернуть

В состав Голубой дивизии вошли:

-три пехотных полка,
-четыре артиллерийских батальона,
-саперный батальон,
-противотанковый батальон,
-батальон связи,
-батальон разведки,
-медчасть,
-штабной дивизион

Самой большой тревогой для фашистов была возможность «проникновение в ряды коммунистов». Проблему решили очень эффективно: -Зачисляли только тех добровольцев, кто имел десятилетний воинский ценз выслуги.
В целях фильтрации нежелательных элементов в дивизию не брали русских белоэмигрантов.Отказывали в приеме и испанским солдатам из нерегулярных частей («марокканцам»).

В дальнейшем дивизия пополнялась как и прежде только за счет добровольцев, но этим "новеньким" уже очень неплохо платили: -по 60 марок в месяц от немецкого командования и ежемесячные пособия семьям от самой Испании.

Когда вербовали солдат-срочников из регулярных частей испанской армии, то прельщали их еще и сокращением срока службы с двух лет до 6 месяцев.

Время показало, что состав антикоммунистов  набранный самым первым, оказался одновременно и самым фанатичным на Восточном фронте.
Солдаты Голубой дивизии набирались не для войны с Россией или СССР-они были им безразличны-, их мотивацией была только война с коммунистами, а не с русскими или советскими людьми. Наверное именно поэтому мирное население оккупированных территорий СССР никогда не считало испанских солдат душегубами и извергами. Оккупированные имели все основания считать испанских солдат "ворами", "разбойниками", "мародерами"- но только не палачами мирного населения, в отличии от солдат некоторых других «просвещенных и культурных» европейских наций.  Об отношениях к испанцам немцев и советских людей думаю посвятить отдельный пост, с примерами.

В середине июля 1941 дивизию сочли готовой к «крестовому походу на Восток» и эшелонами отправили в Германию, немецкое командование приписало Голубую дивизию к 13-му округу рейхсвера. Железнодорожные составы доставили испанских солдат в воинские лагеря под Графенвёром, Ауэрбахом и Гофом, где испанцев "доводили до ума " уже германские офицеры и   германские военные специалисты как 250 пехотную дивизию Вермахта.

По прибытии в Россию испанские солдаты сразу же ощутили на себе реальное отношение германского командования-их не снабдили автотранспортом, и испанцы маршировали ножками по бесконечным русским просторам, двигаясь к месту своей дислокации (районы городов Новгорода, Ленинграда).

4 октября 1941 года «Голубая дивизия» прибыла в район города Новгород и заняла фронт на участке Новгород — Теремец.
16 октября началось общее с немцами наступление. В нем испанцы показали себя очень неплохо, захватив несколько деревень. После череды контратак РККА, в декабре, наступавшие «выдохлись» и вернулись на свои прежние позиции, в заснеженных полях России тогда захоронили немало испанских бойцов.
В сражении в Красном бору испанцы выстояли, их упорство в обороне было отмечено даже в советских сводках. Но при этом понесли огромные потери, в ротах оставалось по 60-80 бойцов вместо 150. Дело усугубилось тем фактом, что 10-15 % всего личного состава дивизии получили обморожения. Всех этих обмороженных отправили в госпиталя Прибалтики, в города Ригу и Вильнюс.
7 января 1942 последовало наступление Волховского фронта, и испанцам опять пришлось очень несладко.  В этой местности Голубая дивизия дислоцировалась до конца августа 1942 года.

Уже после окончания войны командир Голубой дивизии генерал Эмилио Эстебан-Инфантес сообщил, что их потери на берегах озера Ильмень и реки Волхов составили 14.000 бойцов.

Потери восполнялись свежим, вновь набранным пополнением из Испании. К 15 июня 1942 г. обновили до 80% состава дивизии, старослужащих вывели в Испанию. Их место заняли новые добровольцы. Всего на пополнение прибыло 15 маршевых батальонов. С ними численность Голубой дивизии достигла 12 тысяч солдат и офицеров.
Таким образом, тех фанатичных антикоммунистов первого призыва осталось всего 20%, т.е. всего лишь каждый пятый боец.
Современные подсчеты говорят, что из Испании было отправлено всего 33–35 тысяч бойцов в качестве свежего пополнения. Как уже отмечалось ранее, испанское правительство всячески замалчивает реальные масштабы своего военного участия на стороне Гитлера.
Командование планировало на сентябрь 1942 штурм города Ленинграда, считая Голубую дивизию все еще боеспособным соединением. Для участия в штурме испанскую дивизию частями и неспешно перебросили к блокированному городу. Теперь дивизия дислоцировалась на линии Колпино-Тосно, добросовестно удерживая свой участок блокады.

Генерал Эстебан-Инфантес в книге «Голубая дивизия. Добровольцы на Восточном фронте» приводит следующие цифры ее потерь: 14 тысяч — на Волховском фронте и 32 тысячи — на Ленинградском (зима — весна 1943 года). Как видите, РЕАЛЬНЫЕ цифры потерь это беда не только отечественной историографии, но и испанской тоже, кому верить я не знаю.
Спорить ни с кем не буду-за что купил, за то и продаю, источник указан.

В октябре 1943 года последовал приказ на возвращение в Испанию, и Голубая дивизия потянулась с Восточного фронта в тыл.
Но часть наиболее фанатичных бойцов не вернулась, из них сформировали «Испанский легион». В него вошли около 1800 добровольцев, а впоследствии численность возросла и до 2.500 бойцов, возглавил легион полковник Наварро, бывший начштаба Голубой дивизии. Эта испанская часть дралась на Восточном фронте до марта 1944 года, и была почти полностью уничтожена в ходе советского наступления.
И еще в составе войск СС до самого конца войны сражалась небольшая часть испанцев. Так закончился бесславный поход испанских фашистов на Восток.



Под влиянием пропаганды обывателем Пиреней война на Востоке воспринималась искаженно. Солдатам из захолустных гарнизонов служба под руководством опытных генералов Вермахта представлялась легкой прогулкой. Испанским солдатам и офицерам чудилось, что на Востоке СССР  можно было легко продвинуться по службе и повидать мир, заодно прибарахлиться богатыми трофеями из далекой и «почти уже побежденной Гитлером  большевистской России".

Хитроумные немцы взяли на себя организацию почтовых отправлений испанцев на Родину,  потому жаловаться на Родину письменно было бесполезно - немцы все негативное перехватывали. Вскоре в это дело пришлось вмешиваться самым высоким инстанциям Испании, но и их немцы вежливо послали, почтовую службу и перлюстрацию испанских писем из рук не выпустили.

Отношение к испанцам как к второсортным союзникам на фронте продолжилось.
Со своей стороны, испанцы отвечали немцам взаимностью в ответ на дисциплинарные меры, все чаще применявшиеся по отношению к солдатам Голубой дивизии.
Немцы считали испанцев ворами, пьяницами, разгильдями и т.п., потому что уже в самом начале боевого пути Голубой дивизии, еще в дороге испанцы отличились в этом плане. Испанские солдаты попались на открытом разграблении вагона с сырами и маслом, они разгрузили его почти полностью.А после испанцев ловили за руку на  краже чемоданов, принадлежащих немецким офицерам.
Как воинов немцы презирали испанцев, говорили о так: -«У испанского солдата в одной руке винтовка, а в другой гитара. Из-за этого испанец не может ни хорошо стрелять из винтовки, ни хорошо играть на гитаре».

Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Гальдер резюмировал: «Если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстегнутой гимнастеркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать – скорее всего, это испанский герой».

При всем этом Гитлер восхищался доблестью испанских солдат, строил в отношении них грандиозные планы в будущем устройстве всего юга Европы. Правда, при всем этом и немецкий фюрер также отмечал за испанцами и расхлябанность и отсутствие воинской дисциплины.

После войны жители бывших оккупированных советских территорий отзывались об испанских  бойцах как о ворах и разбойниках, но никогда как о душегубах и палачах. Изредка упоминают испанцев даже как защитников женщин от бессудных немецких расстрелов.
Как я уже указывал ранее, Испания предоставляла только солдат и офицеров, а их снабжением целиком и полностью занималась Германия.


Испанцы прибыли прибыли на Восточный фронт в летней пехотной форме,выданной им германцами. С наступлением холодов перевести испанцев  на зимний вариант одежды немцы то ли забыли, то ли не захотели. А то ли не смогли... да им и самим в 1941 году  катастрофически не хватало теплых вещей!
Думаю, что немцам было не до своих мерзнущих в летней форме союзников с Юга Европы. И вот тогда-то  мерзнущие в летнем обмундировании испанцы (а они в России и в зимнем-то неизбежно мерзли бы),вот тогда-то  испанцы Голубой дивизии и принялись утепляться за счет мирных жителей. Они тащили у мирных местных них все теплое, что только можно было одеть на себя, или во что можно было завернуться от холода. Воровали все, от шуб и пальто -до одеял.

Испанские солдаты в СССР легко воровали у местных жителей принадлежащее им имущество:  коров, кроликов, кур и прочую живность. В холодное время года не церемонясь прямо на улице  снимали с прохожих валенки и тулупы. Разумеется, рыскать по домам и квартирам в поисках теплой одежды эти испанцы также умели.

Еще испанцы отличались особенными вспыльчивостью и горячностью. Например, какой-то испанский солдат в Новгороде встал в очередь беременных русских женщин, стоявших за бесплатным молоком, что им ежедневно раздавали от лица Управы. Увидевший солдата в женской очереди русский бургомистр Новгорода принялся стыдить смекалистого испанского воина, а тот  в ответ молча достал ствол и пристрелил бургомистра.

К русским испанцы относились как к народу, который они пришли освобождать от коммунистов, а потому бойцы Голубой дивизии никогда не говорили о своих противниках как о русских, они называли противника словом «красные». Разумеется, испанцы несказанно удивились тому факту, что «освобожденные» не особо и рады своим «освободителям».

Испанские офицеры, служившие в Голубой дивизии, были невысокого мнения о своих солдатах. Эти  офицеры, особенно ярые фалангисты,  писали и говорили о массовых фактах рукоприкладствах  к физиономиям рядовых  и ефрейторов , а также о вороватости и недисциплинированности своих солдат.


Сплошным местом в Голубой дивизии были азартные игры в карты, и играли под распитие вина. Солдаты разыгрывали даже, кому из них идти в ночной караул...При всем прочем, проигравший ставку горе-часовой на свой пост не шел, а преспокойно ложился спать где-нибудь в тепле.

На неожиданные и довольно частые русские атаки разгильдяистым испанским солдатам было какбы наплевать, отсюда их еженедельные высокие потери.

Что еще меня поразило при изучении «испанского вопроса», так это установленный факт почти что узаконенного рукоприкладства офицеров и сержантов к физиономиям рядовых. Вышестоящие начальники били рядовых солдат часто и по любому поводу, что удивительно, били даже уже и находясь на фронте.

Наверное, именно отсюда пошла взаимная почти неприкрытая ненависть между испанскими солдатами и офицерами. Такого частого и явно излишнего мордобоя солдат не было больше в привычке ни у кого- ни у немцев, ни у советских, ни у финнов, ни у венгров, ни у румынских офицеров.

И  напоследок. Солдаты и офицеры, прошедшие  Голубую дивизию впоследствии  делали прекрасную карьеру в испанской армии. Такие дела.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе