Провинциальная сельская история.

В первый день весны возвращался в свой город из командировки, водитель Алексей вел джип осторожно, зная мою нелюбовь к быстрой езде.


Светило солнце, близился полдень, до города оставалось около 20 км когда водитель сбавил скорость. Впереди высились крутые холмы Сырта, опасного в зиму участка федеральной трассы, где шоссе проложено через вершины холмов. Нередко сильный ветер сдувал с вершин мотоциклистов и велосипедистов.

По обочине шоссе в попутном направлении двигалась тонкая фигура с ведром руке, вглядевшись я распознал древнего старика.
-Остановись, подкинем-велел водителю.

Алексей кивнул, авто припарковалось, когда старик поравнялся, опустил стекло и сказал старику: -Садитесь, подвезем.
Тот отрицательно покачал головой и прошел мимо джипа. В открытое окно ворвался сильный ледяной ветер, теперь и водителю стало жаль старика, и он проворчал:
-Пропадет ведь дед...

Приоткрыв дверь я спросил: -Почему вы отказываетесь сесть? Нам ведь по дороге.
Старик посмотрел слезящимися выцветшими глазами и ничего не ответил.

-Вы в город идете? Садитесь пожалуйста, мы вас бесплатно подвезем до поста ГАИ и даже дальше, куда скажете.

Увидев, что старик заколебался я вышел из авто, открыл переднюю дверь и почти насильно усадил старика, а его легкое и накрытое тканью ведро поставил в ноги.
Быстро заскочил в теплый салон авто, продрогнув в костюме на пронизывающем мартовском ветру, открыл термос, налил крепкий чай с сахаром и лимоном. Предложил старику, тот ладонями в варежках осторожно принял кружку и мелкими глотками выпил теплый чай. Налил еще, старик выпил снова, уже медленнее, и вернул крышку.
-Спасибо.

Старик выглядел представителем коренной русской породы, на вид лет восьмидесяти,  опрятным, его ведро не доставляло неудобств. Поехали дальше, мы с Алексеем  помалкивали, если  дед захочет, расскажет сам когда отогреется. Действительно, через короткое время старик согрелся, его глаза сделались веселыми и ясными.
Дед оказался говоруном не смолкающем на мгновение, время с ним пролетело незаметно. Первым делом поведал, что денег не имеет ни копейки, потому и пошел пешком в город. Вчера соседи Васька и Петька отобрали пенсию.
-Случилась же такая оказия, что почтальонша принесла деньги, когда соседи пришли  телевизор переносить. Как только почтальонша ушла, то Васька взял за руки, а Петька забрал пенсию и ушел. Васька отпустил деда, извинился и тоже ушел...

Дед пошел к их родителям и все им рассказал, а те сидели и плакали, потому что и их пенсии отобрали, сказав отцу с матерью что уезжают в город искать работу.

Старик не будет писать заявление участковому и родители тоже не станут.
-Парней жаль, их с детства знаю. Оба непьющие и работящие, но всегда хозяева обманывают с деньгами в городе, а в деревне для них работы нет.
-Лучше им обоим было бы в армии остаться на сверхсрочную, вот ведь не послушались советов родителей.
- Раньше, когда в деревне были детсад, школа, рыбная артель, лесопилка, маслозавод и еще много чего, тогда о воровстве и не слыхали, разве что раз цыганский табор грабеж деревни устроили, пока мужики все в поле работали.

Я давно знал, что отбирание пенсий стало обычным делом в деревнях, ведь работы в межсезонье в деревне почти что нет. Скот и свиней выращивать стало нерентабельно,  корма дороги. Государство душит крестьян налогами и ценами на солярку.
Особенно тяжело жить непьющим семьям, над которыми смеются соседи как над работящими трезвыми дурачками. Пару раз раз в год уезжал за 200 км от города, в некогда процветающие деревни, на охоту и рыбалку, или чтобы на байдарке походить.
Несколько раз выручал хорошие деревенские семьи,давая деньги на двух бычков или баранов, один шел хозяевам, и на корма в качестве платы за уход. Деревенские были довольны такому раскладу, ведь за уход за "городской" скотинкой их собственная бесплатно получала корм да и покупалась на деньги "заказчика". Подросшую животину резали, свежим мясом делился с родственниками.


За этими разговорами проехали пост ГАИ, тогда и поинтересовался у деда:
-Куда вам  надо в городе?

- Центральный рынок. Сдам оптом торговцам на рынке сушеные грибы, что дали  родители Васьки и Петьки. Куплю красненького вина и назад, уже на маршрутке.
Все надо сделать по-быстрому, потому что от остановки до дома еще пару километров  ногами топать. Половину вырученных денег отдам родителям Петьки и Васьки, за свет  заплатить. У них есть картошка, лук и тыква, так что проживут до следующей пенсии.

Так выяснилось, что старики понимали- дед сможет унести только сушеные белые грибы. Старуха-соседка положила в ведро все грибы, что были, и дед с утра отправился в город, потому что с трассы в это время года грибов не купят.

-Как собирались преодолеть Сырт?
Дед ответил: - Между холмами есть тропка к Родничному Долу, по ней еще школьником бегал, там  бы прошел.

Я бывал в Родничном Доле, и потому возразил деду: -Снега на тропке зимой в два дедовых роста, это может в дни вашей юности его убирали, но не сейчас.

Дед согласился: - Если снегом перемело, тогда бы вернулся. Попытка-не пытка, но на холмы под ветер не полезу, потому что замерз бы насмерть, не самоубийца.

Такие жизненные стойкость и упорство старого человека поразили и меня и Алексея.  Мы бы на такое не решились, хоть и много моложе. Плевать на это электричество, пусть отключают за неуплату...

Центральный рынок нам совсем не по пути, добираться почти час по таким дорогам, но я велел водителю ехать туда, чтобы помочь деду.

В студенческой юности снимал комнату в доме у подобного деда, припомнил его и бабку, и приезжавших на выходные детей и внуков, золотые были люди. Их дом с садом располагался в лесопарке, там было хорошо и уютно. Я  был счастлив среди вековых сосен на берегу озера, которому миллион лет. Эти лес и озеро  использовал в тренировках души и тела круглый год днем и ночью. Вспомнил, как с первой ( ну, почти что первой) красавицей курса мы гуляли там занимаясь сексом в самых укромных местах соснового бора. После еще несколько лет мы были оба счастливы вместе...На смену воспоминаниям о беззаботном прошлом пришла печаль сегодняшнего времени, чтобы отвлечься спросил:
-Вино красное возьмете, чтоб и бабка тоже выпила?

На это получил спокойный ответ:-Бабка умерла три года назад, живу один.
-А дети где?
Дед равнодушно ответил: -Два сына и две дочки живут здесь, в городе, у всех семьи и дети. Внуков привозят на лето в деревню. Подарили японский телевизор на юбилей. Но после смерти бабки не езжу к детям в город.

Тема про детей показалась скользкой, поэтому спросил шутливо: -С кем тогда будете пить вино, неужели с какой соседской молодухой?
Дед на это отсмеялся, и сказал:
-Самая молодая молодуха 52 года уже прожила. У "молодухи" дочь школу заканчивает, ежедневно в другое село за 8 км ходит. Итого путь в 16 км выходит, и зимой ей совсем тяжело ходить. Баба мне уже давно без надобности,"стручок не стоит". Пить вино буду с тараканом.


Я знал, как пьют с тараканом, поэтому промолчал. Водитель же не удержался и спросил:
-Это как в реале, пить с тараканом?


Дед охотно пояснил: -Берешь крупного пруссака, привязываешь ниточкой. Иголку с ниткой втыкаешь в стол. Наливаешь рюмочку и ждешь. Таракан побежал, говоришь:
-С отъездом Иван Иваныч!"- и выпиваешь.


Таракан добежит до края нитки и встанет. Стоит-стоит и назад побежит. Ты говоришь: -С приездом, Иван Иваныч!" и снова рюмочку -хлоп!

Посмеялся и я за компанию со стариком и Алексеем, тут показался Центральный рынок, дед неожиданно остро глянул на меня и сказал: -Бабу тебе надо хорошую найти.
Я поблагодарил деда за совет.

Также остро старик глянул на Алексея и ему тоже посоветовал:
-У тебя нутро больное. Как пойдет полынь ранняя, уйди в степь, чтобы на 5 км людей не было. С собой только верблюжью кошму возьми, спи на ней. Полынь ешь до отвала, больше ничего. И так три дня, не меньше.

Алексей спросил:-Неужели и воду не пить?
-Так утром много росы на полыни, хватит ее вместо воды.

Затем дед рассказал пример из жизни: -У наc в деревне татарин жил. Золотой человек, сильно раненый на фронте. В день выпивал две бутылки беленькой. Кроме хлеба ничего не ел. Но никогда не болел.
Дед помолчал и добавил: -Руки у татарина были золотые. Холодильные установки в школах и детсадах, больницах, в округе поддерживал в рабочем состоянии. Ни копейки не брал.

Джип припарковали на рыночной стоянке, мы с Алексеем оба вышли и аккуратно помогли деду выбраться из авто, при этом каждый незаметно сунул в карманы дедовской куртки по тысячной купюре.
-И как дед не замерз до сих пор в такой тонкой куртке на синтетике?- подумал я.

Дед поблагодарил обоих "За доставку и добрые слова", подхватил ведро и шустро засеменил ко входу на рынок. Вид у старика был тонкий и хрупкий, даже в зимней одежде.

-Классный дед, веселый. Прямо на душе как-то посветлело-произнес Алексей.

Я согласно кивнул и подумал:-Кому баба, а кому горькая полынь в голой степи.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе