Мария из Магдалы

Считается, что Мария Магдалина родилась в городе, расположенном в плодородной Генисаретской равнине на берегу Галилейского моря, которое в древности называли еще и Тивериадским озером. В библейские времена прибрежный портовый город был центром местной торговли. В наши дни в этих местах теперь находятся еврейское поселение Мигдаль и арабская деревня Аль-Мадждаль. В сравнении с религиозной Иудеей, жители Галилеи отличались более свободным нравом. К тому же портовые города во все времена славятся своим особым вольным и веселым колоритом, посмотрите хоть на нынешние приморские города, к примеру на Одессу, на Марсель. Возможно, именно из-за вольных нравов портового города консервативные и патриархальные жители поселений, расположенных в пустынных оазисах и приклеили на Марию Магдалину ярлык блудницы? На «блуднице» особенно настаивала католическая христианская традиция, ученые монахи и писцы. В то время как вооруженные защитники церкви, средневековые западные рыцари, эти суровые благочестивые католики, по-солдатски простодушно наделяли Марию Магдалину аристократическими чертами. Мне не верится, что Мария Магдалина в реальности являлась блудницей, и тому есть доказательства. Мне неизвестно, кем именно приходилась Мария из Магдалы Иисусу из Назарета, и состояли ли они в связи. Я лишь высказываю свое личное оценочное суждение о событиях, произошедших 2000 лет назад, на основе источников в открытом доступе. Как юристу мне более понятен посыл о Марии Магдалине как о женщине, возможно более близкой Иисусу, чем люди привыкли считать. Давайте разберем финансовую стоимость масла миро, которым Мария Магдалина смазала ноги Иисуса. Нынешнее масло миро, используемое в церковных службах, варится на основе оливкового масла, белого вина, лепестков роз и еще около 30 различных составляющих. Единого для всех христиан рецепта масла нет, изготовители использовали те благовония, что были недороги, привычны и распространены в местности конкретного церковного прихода. В евангельский период масло миро делали из нарда, который добывали из корней ароматических трав, росших на вершинах Гималаев в Индии.«Ятаманси», так называется «гималайский нард», и с его дальним родственником мы встречаемся в наших аптеках, ведь это растение из семейства валерианы. Из корней ятаманси получают эфирное масло янтарного цвета, имеющее торфянисто-землистый аромат с животными нотами. В древности ятаманси ценился очень высоко, потому что из него добывали "нард", а «нардовая мазь» известна со времён Соломона и упоминается в Библии. Этим рассказом про нард я намерен показать читателю, что евангельское миро совсем не то, что использовалось и используется в последующий исторический период. Древнее «библейское" масло миро чаще всего использовали разбавленным более дешевыми составляющими. Подобно тому, как ныне мы разбавляем дорогие сорта высокогорного чая, и на современных чаеразвесочных фабриках элитный чай смешивается с более дешевыми сортами, ведь иначе мало кто позволит себе выпить чашку чая ценой в сотню долларов. В евангельские времена иудейские женщины использовали маленькие алавастровые кувшинчики с узким горлышком, вмещавшими несколько капель благовоний. Алавастр это поделочный полудрагоценный камень белого цвета. Считаю необходимым дать справку, так как Интернет путает в русской Википедии неверной информацией. На самом деле нынешний алебастр и алавастр древности это две большие разницы. Все просто, "алебастр» это название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция), из которых первый — алебастр, которым мы пользуемся в наши дни; а второе — по большей части название материала в античности. Эти два вида значительно отличаются друг от друга по относительной твёрдости. Гипс настолько мягок, что может быть поцарапан ногтем (его твёрдость по шкале Мооса равна 2), в то время как кальцит достаточно твёрд (твёрдость по шкале Мооса равна 3), однако может быть легко поцарапан ножом. Кроме того, кальцитовый алебастр, будучи карбонатом, бурно реагирует с соляной кислотой, в то время как гипсовый алебастр в этом случае остаётся инертным. Вернемся к нашим баранам. Мария истратила целый фунт (400 грамм) ценного масла миро умастив Иисуса (Иоанн 12:3), стоимость миро по тогдашним ценам составила 300 динариев. Для сравнения, дневная зарплата в Галилее равнялась 1 динарию. Стало быть, Мария Магдалина истратила 10 месячную среднюю заработную плату на один флакон масла миро, а это слишком высокая цена для блудницы. Высокие материальные траты на мужчину по-карману лишь состоятельной и влюбленной женщине. Состоятельной, потому Мария Магдалина заплатила за масло миро огромную сумму, а влюбленной, потому что эта женщина осталась с Иисусом до конца, до самой его мучительной гибели. В евангелии Иоанна 6:7, в рассказе о чуде насыщения 5000 человек, сказано: "Им на двести динариев не довольно будет хлеба, что бы каждому досталось хотя понемногу" , значит апостолы обсуждали о возможность покупки хлеба для пяти тысяч человек за 200 денариев. Ученые-библеисты подсчитали, что во времена Иисуса за 300 динариев можно было накормить 5000 человек. И вот все это богатство в виде масла миро Мария выливает на Иисуса, не считаясь с издержками, и разумеется, со стороны апостолов высказаны упреки за эту неуместную расточительность, но сам Иисус выразил поддержку действиям Марии. Марк. 14:3-9: "И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. "Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала". Именно к Марии Магдалине, первой из людей, Иисус явился после Воскресения: Ин 20, 11–18; Мк 16, 9–11 "Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей." Разумеется, факт что воскресший Иисус первым делом повидал именно Марию из Магдалы, сам по себе не доказательство их особой близости, но... Рассмотрим теперь другое доказательство, свадьбу в Кане Галилейской. Текст евангелия от Иоанна гласит: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» Ин (2:1-11). В других канонических евангелиях упоминаний об этом эпизоде нет, хотя это и первое чудо, совершенное Иисусом. Богословы считают, что в описании евангелиста Иоанна содержится намек на смену старых иудейских времен новыми, христианскими, с точки зрения ученых историков-библеистов это вполне обоснованная версия, но мне ближе другая. Я думаю, что евангелист Иоанн описал вполне реальную свадьбу и ни кого-нибудь, а самого Иисуса. Давайте вместе реконструируем мысленно это событие. Итак, на свадьбе кончилось вино, дело житейское, и одна из женщин-гостей выручила хозяев, раздобыла вина. Думаю, здесь неувязка с реальной действительностью, логичнее предположить, что за добавочным вином распорядитель свадьбы обратился не к женщине-гостье, а либо к хозяйке дома, либо к родственникам жениха. В данном конкретном случае распорядитель обратился к Марии, матери Иисуса, та сообщила о возникшей проблеме сыну (а к кому еще было обращаться?) и Иисус совершил чудо, наполнив вином кувшины. И гости хмельны и радуются, а распорядитель льстит, говоря о припасенном на конец свадьбы лучшем вине. Согласитесь, данная реконструкция вполне реалистична, хотя разумеется, это не более чем предположение. Слишком много времени прошло, события интерпретированы многими и по-разному. Мне лишь показалось не логичным, что на свадьбе о вине заботится гостья, а логичным что мать жениха, которой распорядитель сообщил о недостатке вина. И наконец, я вижу доказательство в присутствии Марии из Магдалы на казни Иисуса из Назарета. Перехожу к главному, ясному, понятному мне аргументу, к присутствию Марии Магдалины на казни Иисуса из Назарета. По- римским законам того времени, присутствие родственниц на казни мужчины допускалась в любом случае. Это было неотъемлемое право по рождению, препятствовать осуществлению данного права и в голову не приходило римлянам, эгоистичным, воинственным но просвещенным. На казни Иисуса в непосредственной близости от креста присутствовали три женщины: мать Мария, тетка Анна, и...Мария Магдалина! Оговорюсь про «тетку», мне известна версия что это могла быть и "двоюродная сестра Иисуса", и "сестра его матери Марии", и что тетка могла носить имена Руфь или Саломея. Но не имя тетки и здесь главное, ведь я не историк и не богослов, мне не интересно кем именно была приходилась Иисусу «тетя». Важно, что эта женщина была родственницей Иисуса, и потому римляне допустили ее на казнь. У вас не возникает вопроса, почему Мария мать Иисуса не прогнала "блудницу" с места казни? Ведь достаточно было заявить любому легионеру, стоящему в оцеплении горы Голгофы: « Я Мария, мать, присутствую здесь по закону. Со мной рядом стоит тетя Иисуса, тоже родственница. Но вот эта женщина (указав на Марию Магдалину) неизвестно кто. Она блудница. Удалите ее с места казни.» И ближайший легионер ударом тупого конца пилума, этого короткого копья с очень длинным лезвием из мягкого, не закаленного металла, прогнал бы Марию Магдалину с места казни Иисуса из Назарета. Но именно три вышеупомянутые женщины остались с Иисусом до самого его земного конца, до последнего вздоха. Из мной написанного делать выводов не осмелюсь, ведь времени прошло много, имеются разные источники и пошедшие от них традиции и мистические учения, ученым известен даже апокриф "Евангелие от Марии Магдалины". Лично я не считаю блудницей описанную в евангелиях Марию из Магдалы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

«Жена». Фильм о женском триумфе

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.