"Фаду" светлой печали

Специалисты по истории  музыки давно ведут споры о происхождении португальского песенного жанра "фаду", чья история хорошо известна история фаду с первой половины 19 века, а истоки затерялись в песнях португальских трубадуров, монахинь и студентов времен рыцарства. 

Как мне представляется, жанр песен "фаду", от латинского "судьба", возник в среде моряков и кабацких завсегдатаев обоего пола, этот народный жанр был подхвачен  аристократами. Именно они и  развили фаду до явления мирового масштаба.   

По моей версии, музыкальные истоки "фаду" в протяжных и печальных бесконечных мавританских напевах и танцевальных ритмах Бразилии, соединившихся в тоске  жителей лихого и неблагополучного квартала Алфала где смешались традиции народов Пиренейского полуострова. 

Отчаянный моряк плывущий бог весть куда от родных берегов к новым, еще неведомым землям, грустная трактирная шлюха, печальная молодая монахиня,  силой отданная в монастырь...Именно эти люди и сочиняли протяжные песни, исполненные печали и тоски. Хороший исполнитель "фаду" (фадишта) пением обязательно передает эмоцию светлой печали (саудаде). 

Старинные португальцы, тоскующие, но не утратившие надежду на лучшее,  создали  маргинальный, народный  "фаду".  Они будто слышали  голос  полузабытого языческого бога,  жившего некогда на берегу Атлантического океана. Бога любви, грусти и лирики, фатума и принятия горькой судьбы. Затем аристократы привнесли в народную "фаду" музыкальную гармонию и стройность.

Мне в "фаду" слышится великолепная лузитанская лирика,  в которой и старинный город Лиссабон, и океан, и печаль, и любовь, и надежда.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе