РККА. Транспорт

В военное время деньги не имели той великой силы, каковая им присуща в мирное время. Солдату на передовых позициях покупать особо нечего и негде (хотя и упоминается в литературе об неких «автолавках»). Признаться, мне в эти автолавки верится только на уровне агитационных плакатов. И вот почему: РККА не была обеспечена транспортными средствами для самых необходимых военных перевозок. Вот пример: Проверка организации питания в частях и соединениях Северо-Кавказского фронта в конце июня 1942 г. показала, что “пища готовится однообразная, преимущественно из пищевых концентратов. Овощи в частях отсутствуют при наличии их на фронтовом складе”. В 102-м отдельном инженерно-строительном батальоне продукты выдавали непосредственно бойцам, и каждый самостоятельно готовил себе “в котелках, банках от консервов и даже в стальных шлемах”. В некоторых частях “вследствие халатного отношения к своевременному подвозу продовольствия, а также благодаря неправильным приказаниям должностных лиц начсостава” красноармейцы вообще не получали положенного по нормам продовольствия. Командир 105-го стрелкового полка подполковник Ивакин “приказал двух быков, полученных для убоя на мясо, использовать в. запряжки и не забивать. Бойцы в этот день мяса не получали и на его замену не было выдано рыбы” Русский архив. Т. 13 (2 – 2), с. 273 – 274.
Понимаю подполковника Ивакина...Командир полка сотню раз в год под роспись знакомится с приказами, грозящими страшными карами «за утрату казенного имущества». Хлеб комполка горек, ведь ему надо было на чем-то перевозить полковое имущество. За утрату которого спрашивали очень жестко, а вот за тяготы и гибель солдата спроса практически не было.
Об этой беде прекрасно были осведомлены американцы. Для обеспечения РККА грузовыми автомобилями Дженерал Моторс построил в Иране несколько заводов. С них СССР получил по ленд-лизу 184 112 автомобилей. Из Тегерана автомобили перегонялись в Ашхабад, Баку и Орджоникидзе (нынешний Владикавказ).
Но вот беда: прекрасные и новейшие грузовики Студебеккеры не поставлялись по предназначению в пехотные части РККА . Поставляемые автомобили использовали бог знает для каких целей.
А солдат...»Ничего страшного, солдат своими ножками потопает!». Поступок комполка, лишившего своих солдат говядины становится понятен. Быки были впряжены в упряжку и таскали те тяжести, которые красноармеец иначе потащил бы на себе! Не думаю, что солдаты были в претензии на своего отца-командира за его поступок. Он ведь не продал этих быков «налево», а поступил по-житейски и по-солдатски мудро. Наверняка в особый отдел настучали те, кто рассчитывали поживиться мясом этих самых быков, дело насквозь житейское...
В тылу ситуация с транспортом выглядела вот так, и это было общим местом.

Мы можем видеть вот такие вот фотохроники: 
Они мне кажутся достоверными. Потому что сделаны в спокойной обстановке, без риска для фотографа попасть под шальную пулю. Все мы люди, все мы человеки, и никому не хочется умирать. И вполне соответствует отношению к человеку в РККА: свою  артиллеристы пушку катят вручную. А на переднем плане пожилой уже человек в красноармейской форме, разутый, смертельно усталый и тощий...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

«Жена». Фильм о женском триумфе

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.