22 июня и "предупреждения" разведки




18 декабря 1940 года, Гитлер подписал директиву № 21, иначе называемую операция «Барбаросса»- о подготовке к войне против Советского Союза. Директива начиналась с указания: «…Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании ещё до того, как будет закончена война против Англии».

В соответствии с правилами военной бюрократии подписанный верховным руководителем документ "ушел на исполнение вниз, на землю» -к штабам родов войск Германии, к дипломатам, к экономистам и промышленникам, путейцам, дорожникам  и тд. Круг вовлеченных в исполнение Директивы лиц был очень большой, ведь к границам СССР перемещались миллионы германских солдат, которых надо было туда доставить, накормить, лечить, обмундировать, предоставить места ночлега, обустроить быт и гигиену- одним словом, наладить тылы и снабжение.

Круг вовлеченных  еще более расширился, когда план «Барбаросса» был доложен союзникам Германии по Оси, в апреле 1941 года. Но при этом, не из Италии, не из Японии, не из Румынии, не из Финлядии (вспомним кто воевал против СССР в июне 1941 года помимо Германии!) сведения о директиве также не просочились, хотя их войска естественно готовились к Вторжению. 

Во всяком случае, точные сведения о Барбароссе так и не стали известны советской разведке (как и британской, кстати), и даже о самом наименовании германской директивы -Барбаросса,-в СССР узнали лишь в середине войны, из допросов пленных немецких генералов.

Слишком хорошо Третий Рейх хранил секреты и хорошо проводил дезинформационные мероприятия по прикрытию своей основной операции. Не было у советской разведки агентуры в высших эшелонах и среди высшего офицерства Германии, да и у союзников таких «выходов» тоже не имелось.

Справедливости ради, в этом отношении картина зеркальна: у разведок Германии и стран Оси также не было агентуры в высших эшелонах союзников.

По моему мнению, в тот период спецслужбам СССР и Германии лучше всего удавались контрразведывательные и дезинформационные мероприятия, но не разведка. Сталин мог с полным основанием не доверять так называемым «предупреждениям разведки», потому что в 1941 году слишком много было ему доложено несостоявшихся предупреждений, только на май разведкой называлось 12-16 дат германского нападения. Какой руководитель не утратит доверия к таким «сигналам» на уровне гадания на кофейной гущи?

Но тем не менее, для руководства СССР германское нападение не стало полной неожиданностью, в своей книге "Накануне" адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов свидетельствует, что ему о нападении сообщил Нарком Обороны Тимошенко вечером 21 июня 1941 года... Почему сухопутные войска не привели в должную готовность за оставшиеся "золотые" мирные часы- это отдельный и очень больной вопрос.

Геббельс в дневнике летом 1941 г. сделал запись: «…Фюрер чрезвычайно доволен тем, что маскировка приготовлений к восточному походу вполне удалась… Весь манёвр проведён с невероятной хитростью». Цитата взята из статьи Лота В. И. «Операция прикрытия „Барбароссы“» на сайте МО РФ.). https://steemitimages.com/640x0/https://imgp.golos.io/0x0/https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Bundesarchiv_Bild_146-1971-070-61%2C_Hitler_mit_Gener%C3%A4len_bei_Lagebesprechung.jpg

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.

«Жена». Фильм о женском триумфе