Суворов и квадратура круга

Мне было 7 лет, когда дед взял с собой в гости к другу, жившему в двухъэтажном доме в километре от нашего, при мне никто и никогда не называл этого человека по-другому нежели "Суворов", под этой звучной фамилией он и остался в моей памяти. Суворов ежедневно в одиночестве проходил по нашей улице дважды в день, с работы и на работу, вероятно он трудился инженером или техником, потому что в руках постоянно носил портфель из брезента. Одет Суворов был всегда одинаково: черные роба и брюки, заправленные в кирзовые сапоги, а зимой к этой одежде прибавлялись черная же фуфайка и суконная шапка. Он был самым высоким и широкоплечим человеком, которого я стречал, ростом более двух метров, череп Суворова всегда был чисто выбрит, одежда отглажена, сапоги начищены до зеркального блеска, никогда не замечал его пьяным, как некоторых других соседей, особенно тех, что работали на стройка. На бритом лице Суворова всегда присутствовала виноватая и добрая полуулыбка, голубоглазый гигант производил впечатление очень сильного, интеллигентного, добродушного и застенчивого человека. Мама и бабушка отзывались о Суворове тепло, по-доброму, с улыбкой, каждый раз когда Суворов проходил вечером мимо нашего дома, сидящие на скамейках женщины и мужчины весело и дружелюбно говорили ему: -Здравствуйте! Суворов смущенно улыбался и коротко отвечал на приветствия, а когда отходил подальше, то женщины обсуждали его. Запомнилось что хвалили опрятность, наглаженность, и сочувственно говорили, что «после того случая он так и не женился», а то за случай приключился в жизни Суворова мне до сих пор не ведомо. Мама, как и большинство наших соседок, работала в транспортной конторе, однажды услышал, как ее начальница тетя Маша с улыбкой сказала Суворову: -Приходите к нам еще. Мы опять одолжим вам машинку, может с ней вы быстрее сосчитаете. Сразу догадался, что речь идет о конторской счетной машинке "Электроника",когда мама брала меня с собой на работу не раз нажимал ее кнопки и загорались рубиновые цифры. -Считать с бумагой и карандашом привычней -ответил Суворов тете Маше. По разговорам взрослых выходило, что Суворов все время что-то считает, когда я спросил маму, что именно, та ответила загадочное:- Суворов высчитывает квадратуру круга. На расспросы терпеливо объяснила про геометрию, тригонометрию и сложности вычислений, достала готовальню, начертила циркулем круг и попыталась объяснить мне смысл исчисления его площади и квадратуры. Но было уже неинтересно, увлекли блестящие и острые металлические инструменты, хранившиеся на красном бархате черной готовальни. Теперь понятно, что женщины нашей улицы считали Суворова немного сумасшедшим, но абсолютно безобидным и хорошим человеком, а отец и другие соседи-мужчины никогда о нем не говорили. Так вот, когда дед одетый в черные бриджи, голубую майку и тапки, взял меня в гости к загадочному Суворову, то я повесил на шею рогатку, положил в карманы шорт несколько камней и складной ножик и с удовольствием пошел босиком. Дорога пролегала мимо болота, я питал надежду подстрелить утку из рогатки и убить ножиком змею. О таких подвигах мечтали все мальчишки нашей улицы. Внимательно оглядывал камыши, рогоз и болотную тину, но утки и змеи к счастью не попадались. Ласточки одна за другой летали низко над землей. - Это к дождю -объяснил дед. Стрелять из рогаток в ласточек мальчишкам строжайше запрещалось, потому что «Ласточки очень полезные, мошек и комаров едят», да и сами пацаны считали ласточек особенными птицами и никогда не обижали. Когда миновали болото, навстречу вышел радостный Суворов, и я впервые увидел старика одетого не в робу и кирзачи, а по домашнему: в белой майке, полосатых пижамных штанах и тапках. Именно матерчатые тапки были тогда в СССР в большом ходу, потому что сланцы (вьетнамки ) стояли дорого, были в дефиците, их носила в основном молодежь. Дед радостно закричал: -Суворов! Тот, в ответ крикнул -Борис Михайлович! Сойдясь, старики крепко пожали руки. Дед познакомил нас, причем Суворов так и представился по фамилии -"Суворов"- и осторожно пожал мою ладошку. Рядом с невысоким дедом Суворов казался настоящим великаном, и было заметно искреннее уважение Суворова к моему деду. После приветствия дед сказал Суворову: -Хочу построить детям полуподвал под заготовки и маринады. Нужны кирпич и песок. Цемент и дерево уже есть. Железо на крышу тоже имеется. На это Суворов тут же ответил: -Машина песка будет хоть завтра. Машина кирпича через три дня. -Сколько песок будет стоить? -Бутылку беленькой водителю отдайте, и все. Мы подошли к закрытому на замок магазину, в его окне горел красный огонек сигнализации. Завмаг и сторож сидели за столом под виноградником, играли в шахматы и пили чай. Суворов подошел к шахматистам, протянул завмагу красненькую с Лениным и сказал: - Друг фронтовой ко мне в гости пришел. Завмаг сразу встал, открыл магазин (при этом сигнализация зазвенела так громко, что у меня заложило уши), и вынес Суворову бутылку водки «Пшеничная» а мне жестяную банку леденцов «Монпасье», ценимые у детворы- наполняли песком и играли в "классики". Когда поднялись на второй этаж в квартиру Суворова, то старики сразу прошли в дальнюю комнату, а я отстал и с любопытством побродил по прежде невиданному жилищу. В квартире Суворова было очень чисто, ни пылинки, почти не было мебели, лишь только платяной шкаф в прихожей, газовая плита и помойное ведро на кухне. Вместо полок вдоль стен имелись оструганные деревянные доски, на них выстроились в ряды серые канцелярские книги. У Суворова не было ковров, люстр, абажуров,занавесок, лишь голые стены, тетради да лампочки. Прошел к старикам в маленькую комнату, в ней было также пусто, только аккуратно застеленная раскладушка у стены и табурет, на котором сидел дед. Стоя у окна, Суворов налил водку до краев в граненный стакан и пригласил деда к подоконнику, где на газете лежали горбушка хлеба и разрезанная пополам луковица. Дед принял стакан, медленно выпил всю водку водку, занюхал луковицей, от горбушки отказался: - Зубов нет. Суворов тоже выпил и занюхал горбушкой, а бутылку с остатками водки широко размахнувшись длинной рукой выкинул за окно. Я был поражен этим поступком: дома мне запрещали даже крошку со стола выбрасывать в окно, а тут целая бутылка! Суворов поднял меня и поставил на подоконник, и я увидел метрах в пятидесяти бескрайнее зеленое болото, поросшее камышом и затянутое ряской, в него и улетела пустая бутылка. Под окном на земле валялись мусором залежи окурков от папирос "беломорканал". Дед и Суворов закурили первый "Приму" а второй "Беломорканал" и начали степенно разговаривать о чем-то своем, взрослом, лица и шеи у них стали красными, никаких других признаков распития алкоголя не проявлялось. Мне стало скучно, я лег на раскладушку и заснул, а когда проснулся, то за окном темнело, а перед дедом и Суворовым стояла пепельница окурков. Увидев что я проснулся, Суворов сказал: -Твой дед зимой 42-го спас весь наш гаубичный расчет от голода. -Он же на войне разведчиком был-не понял я. -Верно, он был разведчиком. А я,как математик, попал в артиллеристы. И занимался баллистическим счислением и таблицами стрельб. Когда в ту зиму есть нам было нечего, Борис Михайлович дважды сползал к фрицам. И принес мороженную лошадиную ногу. А другой раз принес от германцев шоколад и хлеб, мы его в котелке разогрели, съели и этим спаслись от голода. -А почему у немцев была еда, а у вас не было? -А еда у них всегда была, снабжали хорошо. У них порядок с этим был -объяснил дед. Из дальнейших слов я понял, что мой дед и Суворов родом из одной местности на Волге, и эта некогда цветущая густонаселенная земля с древними русскими городами была затоплена водой искусственного Рыбинского моря. Что дед и Суворов очень сожалеют о затоплении их Родины и ругают советское государство за это преступление. -Затопили могилы предков! Вот и пошло все в стране кувырком. И войну проспали, людей столько положили. Да по тюрьмам сгноили. -И память предали, и людям жизнь отравили- так выразился дед. Разговор стал мне неприятен, ведь я был командиром звездочки нашего октябрятского отряда. За хулу на советскую Родину мне стало обидно, поэтому перевел разговор, к тому же вправду было интересно. -А что за квадратура круга?- спросил у Суворова. -Люди говорят, что вы ее считаете. В ответ Суворов провел меня по комнатам, указывая рукой на нескончаемые ряды канцелярских тетрадей. -Открой любую здесь тетрадь, там увидишь мои расчеты по формуле квадратуры круга. В голове вертится эта формула, а ухватить никак ее не могу. Иногда кажется что все, вывел ее...ан нет! Сорок лет вычисляю, да все никак вычислить ее не могу. Дед засобирался, и мы втроем вышли на улицу, хозяин проводил нас до края болота, где и расстались. Мне было девять лет, когда умер дед, и после этой смерти я больше от Суворова ни слова не слышал, он вообще ни с кем более не разговаривал. Вышел на пенсию, из дома почти не выходил. Соседи, что приносили старику хлеб и сигареты рассказывали, что Суворов сутками считает свои бесконечные расчеты. Наверное, пытался успеть за малое оставшееся от жизни время высчитать формулу квадратуры круга? Я полюбил бродить по болоту, с островка видел свет в окне, на подоконнике которого старики когда-то выпивали водку из граненного стакана. Когда и как умер Суворов, и что новые хозяева сделали с его тетрадями и расчетами я как-то пропустил, скорее всего сдали на макулатуру или попросту выкинули на помойку. ------------------------------------------------ Квадратура круга — задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки (без шкалы с делениями) квадрата, равновеликого по площади данному кругу. Наряду с трисекцией угла и удвоением куба, является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки. Если обозначить {\displaystyle R} R радиус заданного круга, {\displaystyle x} x — длину стороны искомого квадрата, то, в современном понимании, задача сводится к решению уравнения: {\displaystyle x^{2}=\pi R^{2},} {\displaystyle x^{2}=\pi R^{2},} откуда получаем: {\displaystyle x={\sqrt {\pi }}R\approx 1{,}77245R.} {\displaystyle x={\sqrt {\pi }}R\approx 1{,}77245R.} Доказано, что с помощью циркуля и линейки точно построить такую величину невозможно. картинка с пиксадая

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пиво 90-х годов.

«Жена». Фильм о женском триумфе

"Окопная правда". Фляги из стекла в РККА.